

Секция «Журналистика»

Журналисты телевидения и радио бывшей ГДР в объединенной Германии

Алексеева Мария Михайловна

Аспирант

*Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, журналистики,
Москва, Россия*

E-mail: maria-alexeeva@mail.ru

После объединения Германии, в течение 1990-1991 гг. централизованное пропагандистское телевидение и радио бывшей ГДР были преобразованы в региональное общественно-правовое вещание в соответствии с западногерманской системой аудиовизуальных СМИ. Как и сам институт телерадиовещания Восточной Германии, более десяти тысяч его сотрудников столкнулись с необходимостью влиться в систему СМИ единой Германии, принципиально отличную от той системы, в которой они привыкли существовать и работать. Согласно Объединительному договору, телевидение и радио бывшей ГДР должны были прекратить вещание 31 декабря 1991 г. С этого момента все их сотрудники автоматически становились безработными. Сокращения персонала были неотъемлемой частью процесса ликвидации. На телевидении и радио ГДР к моменту объединения работало 14 тысяч человек. В феврале 1991 г. штат уже сократился до 9.400 сотрудников, в июне – до семи тысяч, в июле – до 5.300 [4]. Те, кто оставался, знали, что они совсем скоро тоже потеряют работу. В целом, в аспекте реорганизации человеческих ресурсов трансформация системы телерадиовещания бывшей ГДР происходила стихийно. Закрывая договоры о создании новых ТРК, парламенты земель не сосредотачивали внимание на проблеме трудоустройства сотрудников ДФФ и радио ДДР, доживавших свои последние дни. Программы по переквалификации, едва ли гарантировали дальнейшее трудоустройство. Судьба журналистов зависела от их личной инициативы, способности адаптироваться к реалиям новой системы СМИ. В результате реорганизации восточногерманской системы СМИ многие восточногерманские журналисты покинули профессию. Кому-то не хватало необходимой квалификации, кому-то мешало партийное прошлое или сотрудничество с службой государственной безопасности ГДР. Пока в 1990-1991 гг. решалась судьба телевидения и радио бывшей ГДР, все сотрудники должны были заполнить анкеты, содержавшие вопрос об их отношениях с штази. Вторая волна проверок началась с 1992 г.: уже в новообразованных ТРК Восточной Германии при приеме на работу проверяли биографии журналистов. Статус общественно-правового института, приобретенный после объединения, обязывал телевидение и радио бывшей ГДР проводить проверки биографий сотрудников в соответствии с Законом о документации служб государственной безопасности бывшей ГДР [1]. В новых ТРК создавались комиссии, которые отдельно рассматривали каждый конкретный случай сотрудничества с штази, выявленный в результате проверок, и выносили руководству ТРК соответствующие рекомендации об увольнении или ограничении полномочий сотрудников с «темным прошлым». Журналистам предлагалось добровольно признаться в сотрудничестве с штази, что неизбежно вело к увольнению. Ясно, что большинство предпочли умолчать о своем опыте работе в штази[2]. В большом количестве случаев эти темные страницы биографии вскрылись спустя годы после того, как работники прекративших свое существование ДФФ и ДДР уже заняли вакансии в телерадиоком-

паниях единой Германии. Почти десять лет спустя, в январе 2001 г., данные, полученные в Федеральном учреждении по документации служб безопасности бывшей ГДР, просочились в прессу и стали поводом крупного скандала, в центре которого оказалась восточногерманская ТРК МДР (MDR – Mitteldeutscher Rundfunk – Центральноегерманское телерадиовещание), в которой работало много бывших сотрудников телевидения и радио ГДР. В ряде влиятельных немецких газет и журналов появились статьи, разоблачавшие темное прошлое целого ряда журналистов МДР. Они один за другим стали исчезать из теле и радиоэфира Саксонии, Саксонии-Ангальта и Тюрингии. В сложившейся ситуации Совет по телевидению и радиовещанию МДР организует новую, более тщательную проверку своих сотрудников. Если в 1991 г. проверялись только руководители, ответственные исполнители и те, кто участвовал в создании программ, то теперь под проверку подпали более двух тысяч штатных и сотни внештатных работников. В результате проверки выяснилось, что ряд ключевых позиций на МДР – должности ведущих, редакторов, руководителей отделов, занимают бывшие сотрудники служб безопасности ГДР. В соответствии с заявленной интендантом политикой соблюдения трудового права, этих журналистов не увольняли, но отстраняли от эфира и снимали с руководящих постов. В некоторых случаях они сами предпочитали увольнение. Обработка документации Министерства госбезопасности бывшей ГДР в соответствующем федеральном ведомстве продолжается и по сей день. Можно ожидать, что в результате новых запросов и по мере изучения этой огромной массы актов, личных дел, писем, видео и аудиоматериалов последуют новые разоблачения журналистов бывшей ГДР, работающих в общественно-правовых ТРК. Несмотря на отсутствие какой-либо общей стратегии относительно штата телевидения и радио бывшей ГДР, на месте которых были созданы новые региональные ТРК, восточногерманские журналисты все же составили основную долю сотрудников новообразованных восточногерманских вещателей. Из десяти тысяч уволенных сотрудников телевидения и радио ГДР семь тысяч снова получили работу. По оценке журнала «Фокус» на 1995 г., 90 процентов работников восточногерманской ТРК ОРБ (ORB – Ostdeutscher Rundfunk Brandenburg – Восточногерманское телерадиовещание Бранденбурга) выросли в бывшей ГДР [3]. Большая часть – всего около четырех тысяч журналистов – после ликвидации телевидения и радио ГДР стали работать в МДР. Как отмечает исследователь Геральд Прашль, решение руководства новых ТРК принять на работу «старую гвардию» было наиболее выгодным: в условиях, когда западногерманские журналисты требовали больших гонораров, а молодые восточногерманские коллеги не имели достаточного опыта, бывшие сотрудники ДФФ и радио ДДР были и достаточно компетентными и финансово неприхотливыми [2].

Литература

1. Gesetz über die Unterlagen des Staatssicherheitsdienstes der ehemaligen Deutschen Demokratischen Republik / www.bstu.bund.de
2. Praschl, Gerald. Die SED und die Journalisten / Horch und Guck. Zeitschrift zur kritischen Aufarbeitung der SED-Diktatur. Heft 35/ 2001
3. Robers, Norbert. Die schärfsten Kritiker der Elche / Focus. № 3. 1995 / www.focus.de

4. Tichy Roland, Dietl Sylvia. Deutschland einig Rundfunkland? Eine Dokumentation zur Wiedervereinigung des deutschen Rundfunksystems 1989-1991. Muenchen, 2000